Бездомность вчера,
сегодня... Завтра?
Алексей НИКИФОРОВ
"Бездомные или
бездомные граждане - такое
определение наиболее адекватно
отражает положение сотен тысяч
наших соотечественников, не
имеющих жилья.
Мы стоим на позиции, отрицающей
само понятие "БОМЖ", как
порочащее честь и достоинство
человека. Перекочевавшее из
милицейских протоколов в средства
массовой информации, а затем в
современный русский язык
определение "лицо без
определенного места жительства"
или "БОМЖ" превратилось в
"клеймо" для изгоев, пугало для
обывателей и является оправданием
бездействия законодательной
власти государства и в некоторых
случаях применения
"полицейских" мер" (из
совместного заявления
общественных и государственных
организаций, работающих с
бездомными).
За медицинской помощью обращаются
все категории бездомных, поэтому на
основании собранных данных мы
можем утверждать, что до 95%
бездомных пытаются выживать и
работать среди нас, не привлекая к
себе внимания. К сожалению, многие
средства массовой информации
формируют отношение обывателей и
законодателей ко всем бездомным,
описывая только пугающую верхушку
айсберга.
Бездомность является проблемой для
многих стран. Мировой опыт
показывает, что без участия
общества и властных структур в
решении этой проблемы ситуацию
изменить нельзя. Для этого
необходимо стимулировать создание
государственной (при поддержке
российских общественных
организаций) системы медицинской
помощи и социальной реабилитации
этой части населения.
Общество и бездомные
Бездомные появились, наверное, с
того момента, когда возникло
понятие "дом". Однако сведения
о бездомности и об отношении к
этому явлению общества до XVII века
очень скудные. С наибольшей
достоверностью можно утверждать,
что бездомные и нищие чаще всего
находили убежище и помощь в
многочисленных монастырях и
храмах.
В Москве всегда было много нищих и
бездомных. В связи с отсутствием
системы государственной помощи
бедным, а также в периоды эпидемий,
пожаров, неурожаев, войн толпы
людей, лишенных средств к
существованию, устремлялись в
Москву в надежде найти здесь
защиту, приют и пропитание. В конце
XVII века был разработан проект
указа, предусматривающий широкую
программу социальных мер по
ликвидации нищенства. Строго
предписывалось собрать всех
бездомных и нищих, выделить из них
действительно нетрудоспособных и
поместить в госпитали и богадельни
или в монастыри. Для беспризорных
детей рекомендовалось создать
особые дворы, где учили бы грамоте и
ремеслам. Указ так и остался
нереализованным.
В петровские времена репрессии
против нищих и бездомных
ужесточились. Указ от 30 ноября 1691
года гласил: "...ссылать посадских
людей в те же города в посад, из коих
они пришли, а дворцовых крестьян в
дворцовые волости, а помещиковых и
вотчинниковых крестьян отдавать
помещикам и вотчинникам. А буде те
люди... впредь объявятся на Москве...
бить кнутом и ссылать в ссылку в
дальние сибирские города".
Преследовались не только просящие,
но и подающие: "...заказывать,
чтобы бродящим нищим милостыню
никто не давал... а кто не
послушается и будет подавать
милостыню бродящим нищим, таких
хватать, приводить в Монастырский
приказ и брать с них пеню по
указу" (Правительственное
распоряжение главы Монастырского
приказа от 1705 года). Народ не
понимал и не принимал
преследований бездомных и нищих,
считал это дело
противоестественным и безбожным.
Бездомные, калеки, убогие и
юродивые считались людьми божьими.
Недаром посланные на поимку нищих
дворяне и солдаты жаловались, что у
них нищих отбивают, а их самих бьют.
Правительство не ограничивалось
одними репрессивными мерами против
бездомных и нищих. Указом от 31
января 1712 года предписывалось:
"По всем губерниям учинить
шпиталеты для самых увечных, таких,
которые работать не могут..."
Всего с конца XVII века до 1775 года
вышло около 70 указов, касающихся
нищенства. В основном они сводились
к тому, что нищенство следует
запретить, нетрудоспособных
поместить в богадельни, детей в
приюты, а работоспособных привлечь
к труду или мобилизовать в армию.
Большинство распоряжений не имели
под собой социальной и
экономической базы, однако это не
уменьшало желание властей
запретить нищету в нищем
государстве.
В конце XVIII и на протяжении XIX веков
строительство частных больниц и
приютов для бедного населения
стало делом престижа. Сначала
дворянская аристократия - крупные
землевладельцы, а затем
промышленники и купцы вкладывали
средства в благотворительные дела,
стремясь зарекомендовать себя в
глазах общественности.
Государственная поддержка
общественных начинаний была
закреплена законодательным актом
от 7 ноября 1775 года, получившим
название "Учреждение для
управления губерний Всероссийской
империи". В каждой
самоуправляемой территории России
создавались особые
административные органы - приказы
общественного призрения, в
обязанность которым вменялось
создание народных школ, сиротских
домов, больниц, богаделен, домов для
неизлечимых больных, домов для
умалишенных, работных и
смирительных домов. Смирительный
дом представлял собой не что иное,
как колонию принудительного труда,
куда отправлялись лица за
антиобщественное поведение.
Московский городской работный дом
имел несколько отделений в
различных частях Москвы. Там были
устроены мастерские:
кузнечно-слесарная, сапожная,
переплетная и др., в которых к концу
XIX века работало до двух тысяч
бездомных; они предварительно
подлежали врачебному осмотру,
одежда подвергалась дезинфекции,
после чего призреваемые
распределялись по отделениям.
Все находившиеся в работном доме
были на полном содержании, получали
одежду, пищу, кров. За срок,
определяемый для содержания в
работном доме, трудоспособные
старались заработать некоторую
"стартовую" сумму для
дальнейшего устройства жизни.
В 1896 году при работном доме был
создан женский Дом трудолюбия. При
Доме трудолюбия имелись
мастерские, оборудованные швейными
машинами, где приходящие бездомные
женщины могли зарабатывать
средства к существованию. Там же
имелась столовая, где можно было
получить обед стоимостью 5 копеек.
Одной из форм благотворительности
было оказание помощи нуждающимся в
жилье. Большую работу в этом
направлении проводило
Братолюбивое общество, входившее в
состав крупной благотворительной
организации - императорского
Человеколюбивого общества. К
началу XX века в Москве
сформировалось несколько жилых
комлексов, принадлежавших
Братолюбивому обществу. На
средства различных
благотворителей было выстроено
несколько богаделен, ночлежек и
десятки домов с дешевыми и
бесплатными квартирами, где
проживало до 10 тысяч человек.
Помимо учреждений социальной
помощи с начала XIX века
развернулось крупное больничное
строительство для малоимущих
граждан, которое осуществлялось
государственной системой приказов
общественного призрения, а также
довольно широко разветвленной
сетью благотворительных обществ и
учреждений. Самым мощным из них
было Ведомство учреждений
императрицы Марии, названное так по
имени супруги императора Павла 1.
В 1855 году в Ведомстве императрицы
Марии состояло 365 учебных и
благотворительных заведений, а к 1900
году их число уже превышало 500. В них
обучались десятки тысяч детей
обоего пола; в 40 больницах
Ведомства ежегодно проходило
лечение свыше 40 тысяч больных. В
воспитательных домах, приютах и
богадельнях проживало свыше 60
тысяч человек. Годовой бюджет
Ведомства к этому времени достигал
13 миллионов рублей.
В 1907 году Елизавета Федоровна -
вдова убитого И. П. Каляевым
великого князя Сергея
Александровича - учредила общину
сестер милосердия под названием
Марфа-Мариинская обитель. Община
начала работать в феврале 1909 года. В
ее составе действовала больница,
амбулатория, аптека, приют для
девочек-сирот, столовая для бедных,
воскресная школа. В 1918 году
Елизавета Федоровна была
арестована и вместе с другими
членами императорского дома
расстреляна.
После Октябрьской революции и
гражданской войны к середине 20-х
годов в СССР было почти два
миллиона бездомных.
По мере укрепления тоталитарного
режима бездомность была запрещена.
В стране "победившего"
социализма бездомных и бродяг не
должно было быть.
И их "не стало". Существование
без прописки и без официальной
работы (для мужчин трудоспособного
возраста) в 30-х годах начало
преследоваться в соответствии с
принятым Уголовным кодексом.
Структуры помощи бездомным,
созданные до революции, были
разрушены. Скрытая бездомность
существовала, но официально никто
об этом не упоминал.
В 1991 году были отменены статьи 198 и
209 Уголовного кодекса РСФСР,
предусматривавшие уголовную
ответственность для бездомных.
Резко изменилась ситуация в стране
во всех сферах жизни. Имевшаяся
бездомность легализовалась, а
кроме этого, создались условия для
обвального увеличения армии
бездомных.
Все эти несчастные люди оказались
на улице, так как ни приютов, ни
ночлежек не было. В Москве,
например, первая ночлежка на 24
человека открылась в 1992 году.
Только к 1996 году стало отмечаться
понимание властей, что бороться с
бездомными бессмысленно, а надо
предпринимать конструктивные меры.
Появились приказы по организации
медицинской помощи бездомным,
стали создаваться ночлежки. К 1997
году в Москве создано шесть
учреждений социальной помощи
бездомным (дома ночного пребывания,
социальные гостиницы и центр
социальной адаптации), способных в
целом принять до 1500 человек (все
перечисленные учреждения
предназначены только для бывших
москвичей).
Несмотря на произошедшие изменения
в отношении государства к
бездомным, до сих пор остается
много нерешенных проблем в сферах
медицинской помощи и
трудоустройства этой категории
граждан.
Наиболее открытыми в плане
трудоустройства бездомных
оказались фермерские и
крестьянские хозяйства. Однако и
здесь возникает много сложностей,
чаще всего связанных с
регистрацией.
К началу 1998 года определился круг
организаций, работающих с
бездомными. Первое же собрание в
январе показало, что только в
тесном взаимодействии
общественных организаций и
государственных структур можно
добиться наилучшего результата в
создании системы медико-социальной
реабилитации и трудовой адаптации
бездомных граждан.
Как можно оказаться на улице
Бездомность, к сожалению, стала
неотъемлемой частью нашей жизни. По
данным МВД РФ, бездомных в России от
100 до 350 тысяч, а по мнению
независимых экспертов - от 1 до 3
миллионов человек. Для многих из
них бездомность - не вина и
наказание, а беда.
Прежде чем приступить к детальному
анализу изучаемой проблемы следует
дать качественную характеристику
бездомности в Москве. По имеющейся
у нас информации, в разных городах
эти показатели значительно
отличаются, хотя причины,
порождающие само явление,
идентичны.
Так как же можно оказаться в Москве
на улице?
Почти половина (около 45%) людей,
оказавшихся в Москве в положении
бездомных, не являются лицами без
определенного места жительства.
Где-то есть жилье, прописка (теперь v
регистрация)...
Половина из временно бездомных
передвигается по бывшему
Советскому Союзу в поисках работы,
а Москва - один из немногих
регионов, где ее можно найти. Третью
часть среди них составляют
несчастные люди, которые оказались
в Москве и их ограбили. Каждый
десятый из временно бездомных
приехал в Москву для решения
каких-либо проблем (правовых,
медицинских и т. д.). Около 15% среди
временно бездомных - беженцы.
Собственно бездомных в общей массе
московских "людей улицы"
приблизительно 55%. Третья часть из
них - бывшие заключенные.
Остальные собственно бездомные -
либо продавшие или обменявшие свое
жилье (многих обманули), либо
оказавшиеся на улице из-за семейных
проблем (разведенные, выгнанные
родственниками, сбежавшие от
пьющих родственников и т. д.), либо
потерявшие ведомственное жилье в
связи с сокращением рабочих мест
или просто увольнением с работы.
Последние три группы
приблизительно равны по
численности (около 20% каждая от
общего числа собственно бездомных).
Самая малочисленная группа - это
люди, для которых бездомность -
жизненный выбор, однако именно они
создают неприглядный образ
бездомного.
Почти 90% бездомных - мужчины. Три
четверти из них - люди в возрасте от
20 до 50 лет.
Вышеупомянутое процентное
соотношение категорий бездомных
характерно только для Москвы; в
Санкт-Петербурге, например,
бездомных-петербуржцев более 60% от
общего числа обращающихся в
медпункт организации "Врачи без
границ".
С самого начала образования СССР
советским законодательством
предусматривалось, что осужденные
к лишению свободы лишались права на
занимаемую жилую площадь. Таким
образом, государство годами
создает все новых и новых
бездомных. Ежегодно из тюрем
освобождается около 250 тысяч
человек. Сейчас бывший заключенный
имеет право на восстановление
жилья, однако в стране с повальной
приватизацией жилого фонда на
реализацию этого права требуется
длительный срок, часто годы.
Бывшему заключенному очень сложно
трудоустроиться, даже если ему
удалось зарегистрироваться,
скажем, в ночлежке. Как долго может
выдержать психика человека,
постоянно ощущающего
презрительное и подозрительное
отношение к себе? По данным финских
психиатров, 80% пациентов
психиатрических клиник - люди,
лишившиеся работы, только работы, а
не жилья. Порочная государственная
политика лишения человека жилья,
помимо законного наказания за
совершенное преступление, создает
условия для возвращения человека в
преступный мир. Однако даже при
таких чудовищных условиях
большинство бездомных не
преступает закон. По данным МВД
России, из 350 тысяч задержанных в
приемниках-распределителях страны
в 1997 году менее 3% имели отношение к
криминальной среде. В том же 1997 году
в исправительных учреждениях
отбывали наказание 2,5% взрослого
мужского населения страны. Это еще
раз доказывает, что бездомность -
портрет современного российского
общества в крайнем проявлении.
Пункт 2 статьи 37 ЖК РСФСР
предусматривает выделять "жилые
помещения... вне очереди по
окончании пребывания в
государственном детском
учреждении, у родственников,
опекунов или попечителей".
Однако закон - одно, а
действительность - другое. Огромная
масса сирот, имеющих право на
"жилые помещения", т. е. на
полноценное жилье (комнату или
квартиру), получают комнату в
общежитии. При закрытии
предприятия, которому принадлежит
общежитие, пополняется армия
бездомных. Таким же образом,
потеряв место в общежитии,
становятся бездомными и те тысячи
разведенных мужчин (женщины
встречаются редко), которые после
развода оставляют жилье семье и
устраиваются на работу с
общежитием.
Советский Союз был страной
всеобщей юридической
неграмотности. Это характерно и для
современной России. В государстве,
где в течение 70 лет изживали
чувство собственности, всем
имеющим жилье его просто
"подарили", не предприняв ни
единой попытки объяснить, как
обезопасить себя от посягательств
на него. Государство сняло с себя
ответственность за жилищную
безопасность своих граждан. В 1991-1993
годах страну захлестнула волна
квартирных афер. До сих пор каждая
тридцатая сделка с недвижимостью в
Москве - криминальная (данные ГУВД
г. Москвы). Даже если суд докажет
факт аферы, нет никакой гарантии,
что пострадавший вернется в свое
жилье, так как, по официальной
статистике, в нашей стране
исполняется только около половины
судебных решений.
Человек оказался на улице. Что
послужило этому причиной: его
собственные неразумные поступки
или объективные предпосылки,
созданные государственной
системой, не так важно. Главное - это
наши соотечественники, попавшие в
беду. Протянув руку самому
отверженному сейчас, каждый в
какой-то степени обезопасит свое
будущее и будущее своих детей.
"Каждый имеет право на охрану
здоровья и медицинскую помощь"
(из ст. 41 Конституции Российской
Федерации)
Первыми из государственных
структур, кто осознал, что растущую
армию бездомных нельзя
проигнорировать, были санитарные
службы: в 1994 году в двух
дезотделениях города стали
бесплатно проводить санитарную
обработку бездомных. Эта мера
значительно улучшила санитарную
обстановку в городе. Медицинский
персонал наших медпунктов стал
отмечать, что заметно улучшился
внешний вид наших пациентов, стали
быстрее заживать раны, количество
больных с кожными инфекциями также
уменьшилось.
Следующего шага городских властей
в сфере организации медицинской
помощи бездомным пришлось ждать
два года. В мае 1996 года Департамент
здравоохранения г. Москвы издал
приказ N 328 "Об организации
противотуберкулезной помощи лицам
без определенного места
жительства", а в августе того же
года - приказ N 535 "О медицинском
обеспечении лиц без определенного
места жительства".
В соответствии с последним
приказом все
амбулаторно-поликлинические
учреждения (поликлиники и
диспансеры) должны оказывать
первую медицинскую помощь
бездомным вне зависимости от
наличия у них удостоверения
личности и страхового полиса, так
как на обслуживание этих лиц есть
специальная статья бюджета. На
самом деле большинство лечебных
учреждений старается оградить себя
от бездомных граждан, для этого и
выделены во всех округах
поликлиника и ряд диспансеров для
обслуживания бездомных, однако и
туда имеют доступ не все.
Почему во многих лечебных
учреждениях избегают принимать
бездомных? Да потому, что
медицинские работники, как и
остальные жители России, не
обладают объективной информацией,
запуганы публикациями в прессе о
чудовищной распространенности
многих страшных болезней среди
бездомных. Иногда эта информация
извращена, а часто просто неверна.
По статистике организации "Врачи
без границ", в 1997 году из 30 тысяч
проконсультированных бездомных
инфекционные и венерические
болезни были выявлены у 2,1%,
туберкулез - у 4%, чесотка - у 2%. Это
ненамного больше, чем среди
граждан, имеющих жилье.
Проведенное исследование
установило, что из всех
амбулаторных учреждений самые
доступные для бездомных - это
противотуберкулезные диспансеры
(всех округов) и
кожно-венерологические диспансеры
(в двух округах), которые
действительно обследуют любого
пациента с улицы без ограничений
бесплатно. В остальные поликлиники
и диспансеры, выделенные в округах
для обслуживания бездомных,
последние попадают либо из
регионального отделения милиции,
либо из регионального
приемника-распределителя, либо из
местного Дома ночного пребывания
(последний доступен только бывшим
москвичам при наличии у них
удостоверения личности).
Проживающие в Домах ночного
пребывания имеют регистрацию, но
даже при этом по существующему
положению не могут получить полис
обязательного медицинского
страхования. Директорам этих Домов
приходится в каждом отдельном
случае договариваться о
специализированном лечении своих
постояльцев. В Санкт-Петербурге эта
проблема решена. Все бывшие
петербуржцы могут получить полис
медицинского страхования в
поликлинике по последнему месту
регистрации.
К счастью, служба скорой и
неотложной медицинской помощи
хорошо выполняет приказы Комитета
здравоохранения. Именно она часто
остается последней надеждой для
серьезно заболевшего бездомного.
Справедливости ради следует
отметить, что в самом Комитете
здравоохранения Москвы не
отказываются от своих слов и
оперативно реагируют на каждое
наше обращение при возникновении
затруднений в оказании медицинской
помощи бездомным. Но невозможно же
постоянно работать
"пожарником"!
Власть и бездомные
Отношение власти к бездомным
изменяется в зависимости от
характера государства. При
тоталитарных режимах (петровские
времена, советский период)
преобладают репрессивные подходы к
решению проблемы бездомности.
Либерализация правления (начало ХХ
века, настоящее время) приводит к
некоторому ослаблению репрессий и
попыткам принятия конструктивных
решений.
Каково же отношение власти к
бездомным в современной России? В
тюрьму бездомного на один-два года
за отсутствие паспорта, штампа в
паспорте о регистрации или
проживание в любом регионе страны
не посадят. Однако и жить
по-человечески при наличии одного
из вышеперечисленных условий не
дадут.
Вроде бы власть не бездействует.
Вкладываются миллиарды рублей в
создание ночлежек, в содержание
двухсот с лишним
приемников-распределителей. На
содержание одного бездомного в
Доме ночного пребывания в Москве
ежемесячно расходуется 1,5-2
миллиона неденоминированных
рублей, а на одного задержанного в
приемнике-распределителе в 1997 году
- около 3 миллионов рублей. (Как уже
говорилось, в 1997 году через
приемники-распределители страны
прошло 350 тысяч человек. Посчитайте
сами, сколько денег затрачено!)
Наличие
приемников-распределителей
оправдывается высоким уровнем
преступности среди бездомных.
Опять неувязочка. Данные МВД РФ
свидетельствуют, что 97% задержанных
могли бы и не проедать в течение
месяца бюджетные деньги в камерах.
За те деньги, которые на них
потратили, можно было бы создать
современную систему связи между
подразделениями МВД и в кратчайшие
сроки идентифицировать личности
задержанных.
Почему до сих пор преимущественно
милиция занимается бездомными (у
нее и без этого немало забот), а
система социальной защиты
ограничивается в лучшем случае
созданием ночлежек? Да потому, что
властные структуры прежде всего не
обладают достоверной информацией о
причинах бездомности и людях,
оказавшихся на "дне" общества.
Безусловно, не только информация
влияет на характер принимаемых
решений. (Бюджетникам зарплату
платить нечем, а тут еще бездомные.)
Яркий пример незнания проблемы
"наверху" - проект
федерального закона "О
социальной реабилитации лиц,
оказавшихся без определенного
места жительства и занятий"
(газета "Ваше право". 1997. N 39),
подготовленного сотрудниками
Минтруда, Минюста и Госстроя. По
прочтении этого законопроекта
складывается впечатление, что
разработчики видели бездомных
только в программах "Времечко"
и "Криминальная хроника". (Ни в
коем случае не хочу умалить
значение этих уважаемых передач, но
они демонстрируют, в основном самые
крайние проявления нашей жизни.)
Восприятие бездомных как бродяг,
алкоголиков и попрошаек порождает
и методы решения проблемы. Со злом
надо бороться! Кому бороться?
Милиции.
А затем? Трудоспособных - в ночлежки
(если есть), нетрудоспособных - в
дома-интернаты. А дальше? НИЧЕГО.
Работать-то эти лица, по мнению
властей, не хотят. Неправда! Каждый
второй обращается к социальному
работнику организации "Врачи без
границ" с единственной просьбой -
помочь трудоустроиться. Остальные,
в большинстве, трудоустраиваются
вопреки всем препонам.
Перманентная борьба с бездомностью
в Москве обостряется во время
проведения массовых мероприятий
(выборы Президента, празднование
юбилея города, Всемирные юношеские
игры - ВЮИ). В эти периоды в наших
медпунктах резко уменьшается
количество обращений, а
передвижной медпункт либо
прекращает работу (не по нашей
инициативе), либо принудительно
перемещается в другое, непривычное
для пациентов место.
В этом году, в связи с ВЮИ,
руководство УВД ЦАО г. Москвы
оперативно определило новое место
парковки медицинского автобуса, но,
к несчастью, оно оказалось напротив
храма Флора и Лавра в начале
Дубининской улицы. Настоятель
храма сказал нам буквально
следующее: "Ваши бомжи на
вокзале, там и оказывайте им
медицинскую помощь. Рядом с храмом
не надо". Так что понятие
"ближний" на Вас, гражданин
бездомный, не распространяется.
Милиция не захотела конфликтовать
с церковью. Нашли передвижному
медпункту другое место. В каком
государстве мы живем? В светском
или клерикальном?
Ни ночлежки, ни
приемники-распределители проблему
бездомности не решат. Изменение
отношения власти к бездомным как к
равноправным согражданам,
оказавшимся в беде, - непременное
условие для начала формирования
системы их социальной
реабилитации, обеспечивающей
возвращение к нормальной жизни.
Взгляд бездомного
"Не требуется имитировать
активность в искоренении или
оказании помощи бездомным - нужна
всего лишь дееспособность и
правовой механизм в оценке причин
бездомности. Должен быть рынок
работ с оплатой по факту. Должна
быть действительная отмена
прописки, т. е. настоящее разрешение
свободы выбора места проживания и
трудоустройства. Это без
милицейского усердия резко изменит
всю ситуацию. Это самое простое
средство снять с общества извечную
заботу о бездомных. Сначала не
плодите их и уже потом, в этом
заколдованном круге, придите к ним
на помощь - от доступной бани до
доступных заработков. А уж какие
"хрущебы" отвести под
бездомных - вопрос технический.
Трудоустроенный бездомный
превращается уже в работающего
человека с нерешенной жилищной
проблемой" - так смотрит на
проблему бывший профессор МГУ, а
ныне бездомный Александр
Васильевич Островский.
Более емкого определения путей
выхода из ситуации не приходилось
слышать ни от кого.
Будет ли бездомность завтра?
Да. Какое-то количество бездомных
будет всегда. Это будут именно те 5%,
которые при любом режиме выбирают
подобный образ жизни, но остальные
95%, борющихся за выживание сейчас и
пытающихся сохранить внешний вид
обычного "домашнего" человека,
перестанут быть изгоями.
Уверенность в выздоровлении
общества вселяет наша история. На
земле нашей многострадальной
Родины никогда не было спокойно.
Всегда были нищие и бездомные, и во
все времена призыв Владимира
Мономаха: "Всего же более убогих
не забывайте" - находил отклик в
сердцах наших соотечественников.
Как бы ни было тяжело, сострадание и
милосердие к самым обездоленным не
иссякало. Сейчас таких миллионы.
Эти несчастные имели жилье,
учились, получали профессиональные
навыки (до 70% бездомных имеют
среднее образование, 20-22% - среднее
специальное, 8-10% - высшее). Они могут
еще вернуться к жизни, если
общество от них не отвернется.
Только под девизом замечательного
доктора Ф. П. Гааза: "Спешите
делать добро" - можно надеяться
на возрождение России.