Бездомность вчера, сегодня... Завтра?

Алексей НИКИФОРОВ

"Бездомные или бездомные граждане - такое определение наиболее адекватно отражает положение сотен тысяч наших соотечественников, не имеющих жилья.
Мы стоим на позиции, отрицающей само понятие "БОМЖ", как порочащее честь и достоинство человека. Перекочевавшее из милицейских протоколов в средства массовой информации, а затем в современный русский язык определение "лицо без определенного места жительства" или "БОМЖ" превратилось в "клеймо" для изгоев, пугало для обывателей и является оправданием бездействия законодательной власти государства и в некоторых случаях применения "полицейских" мер" (из совместного заявления общественных и государственных организаций, работающих с бездомными).
 За медицинской помощью обращаются все категории бездомных, поэтому на основании собранных данных мы можем утверждать, что до 95% бездомных пытаются выживать и работать среди нас, не привлекая к себе внимания. К сожалению, многие средства массовой информации формируют отношение обывателей и законодателей ко всем бездомным, описывая только пугающую верхушку айсберга.
Бездомность является проблемой для многих стран. Мировой опыт показывает, что без участия общества и властных структур в решении этой проблемы ситуацию изменить нельзя. Для этого необходимо стимулировать создание государственной (при поддержке российских общественных организаций) системы медицинской помощи и социальной реабилитации этой части населения.
Общество и бездомные
Бездомные появились, наверное, с того момента, когда возникло понятие "дом". Однако сведения о бездомности и об отношении к этому явлению общества до XVII века очень скудные. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что бездомные и нищие чаще всего находили убежище и помощь в многочисленных монастырях и храмах.
В Москве всегда было много нищих и бездомных. В связи с отсутствием системы государственной помощи бедным, а также в периоды эпидемий, пожаров, неурожаев, войн толпы людей, лишенных средств к существованию, устремлялись в Москву в надежде найти здесь защиту, приют и пропитание. В конце XVII века был разработан проект указа, предусматривающий широкую программу социальных мер по ликвидации нищенства. Строго предписывалось собрать всех бездомных и нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в госпитали и богадельни или в монастыри. Для беспризорных детей рекомендовалось создать особые дворы, где учили бы грамоте и ремеслам. Указ так и остался нереализованным.
В петровские времена репрессии против нищих и бездомных ужесточились. Указ от 30 ноября 1691 года гласил: "...ссылать посадских людей в те же города в посад, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых крестьян отдавать помещикам и вотчинникам. А буде те люди... впредь объявятся на Москве... бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города". Преследовались не только просящие, но и подающие: "...заказывать, чтобы бродящим нищим милостыню никто не давал... а кто не послушается и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу" (Правительственное распоряжение главы Монастырского приказа от 1705 года). Народ не понимал и не принимал преследований бездомных и нищих, считал это дело противоестественным и безбожным. Бездомные, калеки, убогие и юродивые считались людьми божьими. Недаром посланные на поимку нищих дворяне и солдаты жаловались, что у них нищих отбивают, а их самих бьют.
Правительство не ограничивалось одними репрессивными мерами против бездомных и нищих. Указом от 31 января 1712 года предписывалось: "По всем губерниям учинить шпиталеты для самых увечных, таких, которые работать не могут..." Всего с конца XVII века до 1775 года вышло около 70 указов, касающихся нищенства. В основном они сводились к тому, что нищенство следует запретить, нетрудоспособных поместить в богадельни, детей в приюты, а работоспособных привлечь к труду или мобилизовать в армию. Большинство распоряжений не имели под собой социальной и экономической базы, однако это не уменьшало желание властей запретить нищету в нищем государстве.
В конце XVIII и на протяжении XIX веков строительство частных больниц и приютов для бедного населения стало делом престижа. Сначала дворянская аристократия - крупные землевладельцы, а затем промышленники и купцы вкладывали средства в благотворительные дела, стремясь зарекомендовать себя в глазах общественности. Государственная поддержка общественных начинаний была закреплена законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи". В каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения, в обязанность которым вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. Смирительный дом представлял собой не что иное, как колонию принудительного труда, куда отправлялись лица за антиобщественное поведение.
Московский городской работный дом имел несколько отделений в различных частях Москвы. Там были устроены мастерские: кузнечно-слесарная, сапожная, переплетная и др., в которых к концу XIX века работало до двух тысяч бездомных; они предварительно подлежали врачебному осмотру, одежда подвергалась дезинфекции, после чего призреваемые распределялись по отделениям.
Все находившиеся в работном доме были на полном содержании, получали одежду, пищу, кров. За срок, определяемый для содержания в работном доме, трудоспособные старались заработать некоторую "стартовую" сумму для дальнейшего устройства жизни.
В 1896 году при работном доме был создан женский Дом трудолюбия. При Доме трудолюбия имелись мастерские, оборудованные швейными машинами, где приходящие бездомные женщины могли зарабатывать средства к существованию. Там же имелась столовая, где можно было получить обед стоимостью 5 копеек.
Одной из форм благотворительности было оказание помощи нуждающимся в жилье. Большую работу в этом направлении проводило Братолюбивое общество, входившее в состав крупной благотворительной организации - императорского Человеколюбивого общества. К началу XX века в Москве сформировалось несколько жилых комлексов, принадлежавших Братолюбивому обществу. На средства различных благотворителей было выстроено несколько богаделен, ночлежек и десятки домов с дешевыми и бесплатными квартирами, где проживало до 10 тысяч человек.
Помимо учреждений социальной помощи с начала XIX века развернулось крупное больничное строительство для малоимущих граждан, которое осуществлялось государственной системой приказов общественного призрения, а также довольно широко разветвленной сетью благотворительных обществ и учреждений. Самым мощным из них было Ведомство учреждений императрицы Марии, названное так по имени супруги императора Павла 1.
В 1855 году в Ведомстве императрицы Марии состояло 365 учебных и благотворительных заведений, а к 1900 году их число уже превышало 500. В них обучались десятки тысяч детей обоего пола; в 40 больницах Ведомства ежегодно проходило лечение свыше 40 тысяч больных. В воспитательных домах, приютах и богадельнях проживало свыше 60 тысяч человек. Годовой бюджет Ведомства к этому времени достигал 13 миллионов рублей.
В 1907 году Елизавета Федоровна - вдова убитого И. П. Каляевым великого князя Сергея Александровича - учредила общину сестер милосердия под названием Марфа-Мариинская обитель. Община начала работать в феврале 1909 года. В ее составе действовала больница, амбулатория, аптека, приют для девочек-сирот, столовая для бедных, воскресная школа. В 1918 году Елизавета Федоровна была арестована и вместе с другими членами императорского дома расстреляна.
После Октябрьской революции и гражданской войны к середине 20-х годов в СССР было почти два миллиона бездомных.
По мере укрепления тоталитарного режима бездомность была запрещена. В стране "победившего" социализма бездомных и бродяг не должно было быть.
И их "не стало". Существование без прописки и без официальной работы (для мужчин трудоспособного возраста) в 30-х годах начало преследоваться в соответствии с принятым Уголовным кодексом. Структуры помощи бездомным, созданные до революции, были разрушены. Скрытая бездомность существовала, но официально никто об этом не упоминал.
В 1991 году были отменены статьи 198 и 209 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривавшие уголовную ответственность для бездомных. Резко изменилась ситуация в стране во всех сферах жизни. Имевшаяся бездомность легализовалась, а кроме этого, создались условия для обвального увеличения армии бездомных.
Все эти несчастные люди оказались на улице, так как ни приютов, ни ночлежек не было. В Москве, например, первая ночлежка на 24 человека открылась в 1992 году.
Только к 1996 году стало отмечаться понимание властей, что бороться с бездомными бессмысленно, а надо предпринимать конструктивные меры. Появились приказы по организации медицинской помощи бездомным, стали создаваться ночлежки. К 1997 году в Москве создано шесть учреждений социальной помощи бездомным (дома ночного пребывания, социальные гостиницы и центр социальной адаптации), способных в целом принять до 1500 человек (все перечисленные учреждения предназначены только для бывших москвичей).
Несмотря на произошедшие изменения в отношении государства к бездомным, до сих пор остается много нерешенных проблем в сферах медицинской помощи и трудоустройства этой категории граждан.
Наиболее открытыми в плане трудоустройства бездомных оказались фермерские и крестьянские хозяйства. Однако и здесь возникает много сложностей, чаще всего связанных с регистрацией.
К началу 1998 года определился круг организаций, работающих с бездомными. Первое же собрание в январе показало, что только в тесном взаимодействии общественных организаций и государственных структур можно добиться наилучшего результата в создании системы медико-социальной реабилитации и трудовой адаптации бездомных граждан.
Как можно оказаться на улице
Бездомность, к сожалению, стала неотъемлемой частью нашей жизни. По данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тысяч, а по мнению независимых экспертов - от 1 до 3 миллионов человек. Для многих из них бездомность - не вина и наказание, а беда.
Прежде чем приступить к детальному анализу изучаемой проблемы следует дать качественную характеристику бездомности в Москве. По имеющейся у нас информации, в разных городах эти показатели значительно отличаются, хотя причины, порождающие само явление, идентичны.
Так как же можно оказаться в Москве на улице?
Почти половина (около 45%) людей, оказавшихся в Москве в положении бездомных, не являются лицами без определенного места жительства. Где-то есть жилье, прописка (теперь v регистрация)...
Половина из временно бездомных передвигается по бывшему Советскому Союзу в поисках работы, а Москва - один из немногих регионов, где ее можно найти. Третью часть среди них составляют несчастные люди, которые оказались в Москве и их ограбили. Каждый десятый из временно бездомных приехал в Москву для решения каких-либо проблем (правовых, медицинских и т. д.). Около 15% среди временно бездомных - беженцы.
Собственно бездомных в общей массе московских "людей улицы" приблизительно 55%. Третья часть из них - бывшие заключенные.
Остальные собственно бездомные - либо продавшие или обменявшие свое жилье (многих обманули), либо оказавшиеся на улице из-за семейных проблем (разведенные, выгнанные родственниками, сбежавшие от пьющих родственников и т. д.), либо потерявшие ведомственное жилье в связи с сокращением рабочих мест или просто увольнением с работы. Последние три группы приблизительно равны по численности (около 20% каждая от общего числа собственно бездомных).
Самая малочисленная группа - это люди, для которых бездомность - жизненный выбор, однако именно они создают неприглядный образ бездомного.
Почти 90% бездомных - мужчины. Три четверти из них - люди в возрасте от 20 до 50 лет.
Вышеупомянутое процентное соотношение категорий бездомных характерно только для Москвы; в Санкт-Петербурге, например, бездомных-петербуржцев более 60% от общего числа обращающихся в медпункт организации "Врачи без границ".
С самого начала образования СССР советским законодательством предусматривалось, что осужденные к лишению свободы лишались права на занимаемую жилую площадь. Таким образом, государство годами создает все новых и новых бездомных. Ежегодно из тюрем освобождается около 250 тысяч человек. Сейчас бывший заключенный имеет право на восстановление жилья, однако в стране с повальной приватизацией жилого фонда на реализацию этого права требуется длительный срок, часто годы. Бывшему заключенному очень сложно трудоустроиться, даже если ему удалось зарегистрироваться, скажем, в ночлежке. Как долго может выдержать психика человека, постоянно ощущающего презрительное и подозрительное отношение к себе? По данным финских психиатров, 80% пациентов психиатрических клиник - люди, лишившиеся работы, только работы, а не жилья. Порочная государственная политика лишения человека жилья, помимо законного наказания за совершенное преступление, создает условия для возвращения человека в преступный мир. Однако даже при таких чудовищных условиях большинство бездомных не преступает закон. По данным МВД России, из 350 тысяч задержанных в приемниках-распределителях страны в 1997 году менее 3% имели отношение к криминальной среде. В том же 1997 году в исправительных учреждениях отбывали наказание 2,5% взрослого мужского населения страны. Это еще раз доказывает, что бездомность - портрет современного российского общества в крайнем проявлении.
Пункт 2 статьи 37 ЖК РСФСР предусматривает выделять "жилые помещения... вне очереди по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей". Однако закон - одно, а действительность - другое. Огромная масса сирот, имеющих право на "жилые помещения", т. е. на полноценное жилье (комнату или квартиру), получают комнату в общежитии. При закрытии предприятия, которому принадлежит общежитие, пополняется армия бездомных. Таким же образом, потеряв место в общежитии, становятся бездомными и те тысячи разведенных мужчин (женщины встречаются редко), которые после развода оставляют жилье семье и устраиваются на работу с общежитием.
Советский Союз был страной всеобщей юридической неграмотности. Это характерно и для современной России. В государстве, где в течение 70 лет изживали чувство собственности, всем имеющим жилье его просто "подарили", не предприняв ни единой попытки объяснить, как обезопасить себя от посягательств на него. Государство сняло с себя ответственность за жилищную безопасность своих граждан. В 1991-1993 годах страну захлестнула волна квартирных афер. До сих пор каждая тридцатая сделка с недвижимостью в Москве - криминальная (данные ГУВД г. Москвы). Даже если суд докажет факт аферы, нет никакой гарантии, что пострадавший вернется в свое жилье, так как, по официальной статистике, в нашей стране исполняется только около половины судебных решений.
Человек оказался на улице. Что послужило этому причиной: его собственные неразумные поступки или объективные предпосылки, созданные государственной системой, не так важно. Главное - это наши соотечественники, попавшие в беду. Протянув руку самому отверженному сейчас, каждый в какой-то степени обезопасит свое будущее и будущее своих детей.
"Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь" (из ст. 41 Конституции Российской Федерации)
Первыми из государственных структур, кто осознал, что растущую армию бездомных нельзя проигнорировать, были санитарные службы: в 1994 году в двух дезотделениях города стали бесплатно проводить санитарную обработку бездомных. Эта мера значительно улучшила санитарную обстановку в городе. Медицинский персонал наших медпунктов стал отмечать, что заметно улучшился внешний вид наших пациентов, стали быстрее заживать раны, количество больных с кожными инфекциями также уменьшилось.
Следующего шага городских властей в сфере организации медицинской помощи бездомным пришлось ждать два года. В мае 1996 года Департамент здравоохранения г. Москвы издал приказ N 328 "Об организации противотуберкулезной помощи лицам без определенного места жительства", а в августе того же года - приказ N 535 "О медицинском обеспечении лиц без определенного места жительства".
В соответствии с последним приказом все амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники и диспансеры) должны оказывать первую медицинскую помощь бездомным вне зависимости от наличия у них удостоверения личности и страхового полиса, так как на обслуживание этих лиц есть специальная статья бюджета. На самом деле большинство лечебных учреждений старается оградить себя от бездомных граждан, для этого и выделены во всех округах поликлиника и ряд диспансеров для обслуживания бездомных, однако и туда имеют доступ не все.
Почему во многих лечебных учреждениях избегают принимать бездомных? Да потому, что медицинские работники, как и остальные жители России, не обладают объективной информацией, запуганы публикациями в прессе о чудовищной распространенности многих страшных болезней среди бездомных. Иногда эта информация извращена, а часто просто неверна. По статистике организации "Врачи без границ", в 1997 году из 30 тысяч проконсультированных бездомных инфекционные и венерические болезни были выявлены у 2,1%, туберкулез - у 4%, чесотка - у 2%. Это ненамного больше, чем среди граждан, имеющих жилье.
Проведенное исследование установило, что из всех амбулаторных учреждений самые доступные для бездомных - это противотуберкулезные диспансеры (всех округов) и кожно-венерологические диспансеры (в двух округах), которые действительно обследуют любого пациента с улицы без ограничений бесплатно. В остальные поликлиники и диспансеры, выделенные в округах для обслуживания бездомных, последние попадают либо из регионального отделения милиции, либо из регионального приемника-распределителя, либо из местного Дома ночного пребывания (последний доступен только бывшим москвичам при наличии у них удостоверения личности).
Проживающие в Домах ночного пребывания имеют регистрацию, но даже при этом по существующему положению не могут получить полис обязательного медицинского страхования. Директорам этих Домов приходится в каждом отдельном случае договариваться о специализированном лечении своих постояльцев. В Санкт-Петербурге эта проблема решена. Все бывшие петербуржцы могут получить полис медицинского страхования в поликлинике по последнему месту регистрации.
К счастью, служба скорой и неотложной медицинской помощи хорошо выполняет приказы Комитета здравоохранения. Именно она часто остается последней надеждой для серьезно заболевшего бездомного. Справедливости ради следует отметить, что в самом Комитете здравоохранения Москвы не отказываются от своих слов и оперативно реагируют на каждое наше обращение при возникновении затруднений в оказании медицинской помощи бездомным. Но невозможно же постоянно работать "пожарником"!
Власть и бездомные
Отношение власти к бездомным изменяется в зависимости от характера государства. При тоталитарных режимах (петровские времена, советский период) преобладают репрессивные подходы к решению проблемы бездомности. Либерализация правления (начало ХХ века, настоящее время) приводит к некоторому ослаблению репрессий и попыткам принятия конструктивных решений.
Каково же отношение власти к бездомным в современной России? В тюрьму бездомного на один-два года за отсутствие паспорта, штампа в паспорте о регистрации или проживание в любом регионе страны не посадят. Однако и жить по-человечески при наличии одного из вышеперечисленных условий не дадут.
Вроде бы власть не бездействует. Вкладываются миллиарды рублей в создание ночлежек, в содержание двухсот с лишним приемников-распределителей. На содержание одного бездомного в Доме ночного пребывания в Москве ежемесячно расходуется 1,5-2 миллиона неденоминированных рублей, а на одного задержанного в приемнике-распределителе в 1997 году - около 3 миллионов рублей. (Как уже говорилось, в 1997 году через приемники-распределители страны прошло 350 тысяч человек. Посчитайте сами, сколько денег затрачено!)
Наличие приемников-распределителей оправдывается высоким уровнем преступности среди бездомных. Опять неувязочка. Данные МВД РФ свидетельствуют, что 97% задержанных могли бы и не проедать в течение месяца бюджетные деньги в камерах. За те деньги, которые на них потратили, можно было бы создать современную систему связи между подразделениями МВД и в кратчайшие сроки идентифицировать личности задержанных.
Почему до сих пор преимущественно милиция занимается бездомными (у нее и без этого немало забот), а система социальной защиты ограничивается в лучшем случае созданием ночлежек? Да потому, что властные структуры прежде всего не обладают достоверной информацией о причинах бездомности и людях, оказавшихся на "дне" общества. Безусловно, не только информация влияет на характер принимаемых решений. (Бюджетникам зарплату платить нечем, а тут еще бездомные.)
Яркий пример незнания проблемы "наверху" - проект федерального закона "О социальной реабилитации лиц, оказавшихся без определенного места жительства и занятий" (газета "Ваше право". 1997. N 39), подготовленного сотрудниками Минтруда, Минюста и Госстроя. По прочтении этого законопроекта складывается впечатление, что разработчики видели бездомных только в программах "Времечко" и "Криминальная хроника". (Ни в коем случае не хочу умалить значение этих уважаемых передач, но они демонстрируют, в основном самые крайние проявления нашей жизни.)
Восприятие бездомных как бродяг, алкоголиков и попрошаек порождает и методы решения проблемы. Со злом надо бороться! Кому бороться? Милиции.
А затем? Трудоспособных - в ночлежки (если есть), нетрудоспособных - в дома-интернаты. А дальше? НИЧЕГО.
Работать-то эти лица, по мнению властей, не хотят. Неправда! Каждый второй обращается к социальному работнику организации "Врачи без границ" с единственной просьбой - помочь трудоустроиться. Остальные, в большинстве, трудоустраиваются вопреки всем препонам.
Перманентная борьба с бездомностью в Москве обостряется во время проведения массовых мероприятий (выборы Президента, празднование юбилея города, Всемирные юношеские игры - ВЮИ). В эти периоды в наших медпунктах резко уменьшается количество обращений, а передвижной медпункт либо прекращает работу (не по нашей инициативе), либо принудительно перемещается в другое, непривычное для пациентов место.
В этом году, в связи с ВЮИ, руководство УВД ЦАО г. Москвы оперативно определило новое место парковки медицинского автобуса, но, к несчастью, оно оказалось напротив храма Флора и Лавра в начале Дубининской улицы. Настоятель храма сказал нам буквально следующее: "Ваши бомжи на вокзале, там и оказывайте им медицинскую помощь. Рядом с храмом не надо". Так что понятие "ближний" на Вас, гражданин бездомный, не распространяется. Милиция не захотела конфликтовать с церковью. Нашли передвижному медпункту другое место. В каком государстве мы живем? В светском или клерикальном?
Ни ночлежки, ни приемники-распределители проблему бездомности не решат. Изменение отношения власти к бездомным как к равноправным согражданам, оказавшимся в беде, - непременное условие для начала формирования системы их социальной реабилитации, обеспечивающей возвращение к нормальной жизни.
Взгляд бездомного
"Не требуется имитировать активность в искоренении или оказании помощи бездомным - нужна всего лишь дееспособность и правовой механизм в оценке причин бездомности. Должен быть рынок работ с оплатой по факту. Должна быть действительная отмена прописки, т. е. настоящее разрешение свободы выбора места проживания и трудоустройства. Это без милицейского усердия резко изменит всю ситуацию. Это самое простое средство снять с общества извечную заботу о бездомных. Сначала не плодите их и уже потом, в этом заколдованном круге, придите к ним на помощь - от доступной бани до доступных заработков. А уж какие "хрущебы" отвести под бездомных - вопрос технический. Трудоустроенный бездомный превращается уже в работающего человека с нерешенной жилищной проблемой" - так смотрит на проблему бывший профессор МГУ, а ныне бездомный Александр Васильевич Островский.
Более емкого определения путей выхода из ситуации не приходилось слышать ни от кого.
Будет ли бездомность завтра?
Да. Какое-то количество бездомных будет всегда. Это будут именно те 5%, которые при любом режиме выбирают подобный образ жизни, но остальные 95%, борющихся за выживание сейчас и пытающихся сохранить внешний вид обычного "домашнего" человека, перестанут быть изгоями. Уверенность в выздоровлении общества вселяет наша история. На земле нашей многострадальной Родины никогда не было спокойно. Всегда были нищие и бездомные, и во все времена призыв Владимира Мономаха: "Всего же более убогих не забывайте" - находил отклик в сердцах наших соотечественников. Как бы ни было тяжело, сострадание и милосердие к самым обездоленным не иссякало. Сейчас таких миллионы. Эти несчастные имели жилье, учились, получали профессиональные навыки (до 70% бездомных имеют среднее образование, 20-22% - среднее специальное, 8-10% - высшее). Они могут еще вернуться к жизни, если общество от них не отвернется. Только под девизом замечательного доктора Ф. П. Гааза: "Спешите делать добро" - можно надеяться на возрождение России.
 
 

Hosted by uCoz