ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

Новый Трудовой Кодекс породил немало проблем в его взаимоотношении с Законом “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Согласно ТК (ст. 5) В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Эта же норма продублирована в ст. 424: “впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР… применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.”

Практически это означает следующее: если в ТК по локальным приказам администрации лишь учитывается мнение профсоюза, а в Законе о профсоюзах речь идет о согласовании приказов, то действует ТК. Но если какая-то норма, имеющаяся в Законе, в ТК не прописана вообще, действует Закон.

Практически, сегодня профсоюзы имеют по ТК права в зависимости от их численности.

Преимущественные права имеют лишь те профсоюзы, которые объединяют более половины работников. Согласно ст. 37 ТК РФ, только они обладают правом полноценного представительства интересов работников. К чему они, эти права, сводятся?

  1. обязательное заключение коллективного договора в трехмесячный срок (ст. 40);
  2. учет мнения профсоюза при принятии администрацией приказов (ст. 373).

  3.  

     
     
     
     
     

Так как теме коллективного договора посвящен отдельный раздел, остановимся подробнее на вопросе об учете мнения профсоюза, подробно расписанном в ст. 373 ТК РФ,

Учет мнения выглядит таким образом: дирекция вводит приказ, скажем, о новых графиках сменности, направляет его проект в профсоюз вместе с обоснованием.

Вопрос об обосновании следует заострить, так как администрация, таким образом, обязана объяснить, почему она принимает именно такое решение и именно в отношении этих работников.

Профсоюз обязан дать ответ в течение пяти рабочих дней. Если он этого не сделал, то считается, что профсоюз не возражает. Если ответ профсоюза “не мотивирован”, то тоже считается, что профсоюз не возражает.

Наконец, если профсоюз дает письменный мотивированный отказ, то администрация должна в течение трех рабочих дней провести переговоры. По итогам переговоров директор вправе принять любое решение, а профсоюз может обжаловать его в суде либо в Инспекции труда ввиду отсутствия достаточных оснований. Непонятно, почему в ТК не дается также ссылка на прокуратуру, но в соответствии с Законом “О прокуратуре” профсоюз вправе обратиться и в нее.

Учет мнения профсоюза происходит в следующих случаях:

Отдельно стоит учет мнения при увольнении члена профсоюза. В данном случае учитывается мнение не наибольшего профсоюза, а того, в котором состоит работник, то есть соответствующего.

Согласно ст. 374 мнение профсоюза учитывается при увольнении в связи с:

При этом работодатель направляет в профсоюз не только проект приказа, но и “копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения”.

Профсоюзный орган рассматривает приказ уже в течение семи, а не пяти рабочих дней, после чего в течение еще трех рабочих дней происходят консультации. Важно отметить, что консультации проводит “профсоюзный орган совместно с работодателем”, то есть желательно, чтобы инициативу проявил профсоюз. В отличие от “учета мнения” профсоюза в других случаях, здесь консультации должны закончиться составлением протокола.

Далее, при увольнении работника, профсоюз вправе обратиться в Инспекцию труда, которая рассматривает законность приказа в течение десяти дней, а не месяца, как обычно. Кроме того, если работодатель не уволил работника в течение месяца со дня получения ответного письма профсоюза, работник сохраняет свое рабочее место.

Профсоюз, в котором менее половины коллектива, вправе делегировать своих представителей в комиссию по заключению колдоговора. И отказать ему нельзя (ст. 37).

Важно отметить, что увольнение по сокращению штатов, несоответствию должности или за дисциплинарные взыскания руководителей профкомов и их заместителей, равно как руководителей и замов цехкомов (подразделений) возможно лишь при согласии профсоюза. Законом не запрещено, чтобы весь актив профсоюза получить должности председателей и зампредседателей (ст. 375). Причем, такая же гарантия на протяжении двух лет распространяется на бывших профлидеров (ст. 377). Так что принцип ротации кадров должен быть запущен в ход.

Сохраняется право на помещение для заседаний, а в организациях численностью более ста человек – и на комнату для постоянной работы (ст. 378). Подчеркнем, что именно в организациях численностью более ста человек. То есть профсоюз, имеющий даже трех работников, имеет право если не на собственное помещение, то на совмещенное с более крупным профсоюзом. Причем помещение, естественно, обеспеченное отоплением и электроэнергией. Сохраняется право на пользование средствами связи и необходимым оборудованием.

Кроме того, определенные права профсоюзов предусмотрены теми статьями Закона “О профессиональных союзах”, которые не противоречат новому ТК.

В первую очередь следует отметить, что профсоюзы неподотчетны и неподконтрольны органам государственной власти и местного самоуправления, работодателям, другим профсоюзам и общественным организациям (ст. 5), самостоятельно разрабатывают и утверждают уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, образуют профсоюзные органы и деятельность в целом (ст. 7). При всей, казалось бы, очевидности и вроде бы незначимости этой нормы она весьма важна. Это означает, например, что профсоюз может принять решение о проведении заочных собраний или собраний методом опроса, так как далеко не всегда можно собрать всех членов профсоюза. Это значит, что профсоюз может регулярно проводить ротацию руководящих органов, изменять их и т.д.

Важно отметить, что профсоюз может осуществлять профсоюзную деятельность без образования юридического лица (ст. 8), то есть без регистрации в Управлении юстиции. В таком случае он не может обладать обособленным имуществом, счетом в банке или быть истцом (ответчиком) в суде (ст. 48 ГК РФ), но в полном объеме осуществляет обычную профсоюзную деятельность, то есть реализует право на коллективный договор или учет мнения.

Кроме того, согласно ст. 11 профсоюз даже без образования юридического лица может выступать в органах власти, включая суд, в интересах своих членов. В этом случае он не является стороной процесса (то есть истцом или ответчиком выступает работник), но представляет интересы работника. Та же ст. 11 дает право представителям профсоюзов беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов.

Важно отметить, что работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с профсоюзами по социально-трудовым вопросам (ст. 13). Таким образом, хотя право на коллективный договор за малыми профсоюзами не сохранено, обязанность работодателей и органов власти вести с ними переговоры по другим вопросам сохранилась.

Это, кстати, продублировано в ст. 19 Закона, согласно которой в случае, если профсоюз обнаружил нарушение законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, работодатели обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Наконец, члены выборных профсоюзных органов, включая уполномоченных по охране труда, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или переведены на другую работу без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа (ст. 25). Тот факт, что этой нормы нет в новом ТК, не означает противоречия между законами, поскольку в ТК нет и прямого отказа от согласования приказов о дисциплинарных взысканиях, как, например, произошло с отказом от согласования увольнений рядовых членов профсоюза при сокращении штатов.

Не стоит думать, что новый ТК вообще отрицает принцип согласования. Они остаются при определении всероссийского и регионального перечней минимума необходимых работ (ст. 413).

Hosted by uCoz