АНТИГЛОБАЛИСТЫ - КТО ОНИ?
russia.indymedia.org
В мире и особенно в России популярно клише "антиглобалисты" - это те, кто против глобализации". Его распространению способствовали многие масс-медиа - например, они сообщают о протестах против заседания ВТО так, что ВТО ассоциируется с идеей мирового объединения, которой противостоят некие непонятные и склонные к насилию силы - "антиглобалисты", которые, получается, выступают против мирового единства. В России ситуация усугубляется тем, что дискурс "антипюбализма" (на данный момент!) присвоили крайне правые, озабоченные защитой "национальных интересов".
Если исходить
из одного лишь названия "антиглобалисты", то и подобное толкование
допустимо. Однако, в действительности движение против глобализации (российских
националистов мы в данном случае оставляем следовать их особыми путями) направлено
не на национальные, а на социальные ценности. Гораздо полезнее не довольствоваться
ярлыками, а попробовать составить собственное мнение - например, взглянуть,
против чего именно протестуют, скажем, в Барселоне. Эти протесты направлены
не против объединения Европы как такового, а против его конкретной формы - против
неолиберальной Европы, структуры которой обслуживают интересы экономических
и политических элит; против Европы, в которой социальные права становятся химерой,
когда логике экономической эффективности (а не солидарности, прав человека и
т.п.) подчиняются сферы образования, здравоохранения, занятости и т.д; против
Европы, основная задача которой формулируется как успешная конкуренция в мировой
экономике и политике. Хотя неолиберальный проект в Европе во многом связан со
структурами ЕС, участники движения не предаются ностальгии по прежним национальным
государствам (неолиберализм процветает и на этом уровне). Они не выступают против
европейской идеи, а пытаются добиться другой Европы - модели, основанной на
демократии и солидарности. Идея "Европы для всех" подразумевает не
только жителей европейских стран, т.к. она противостоит неолиберализму и власти
транснациональных корпораций во всем мире. Так, в Барселоне 10 марта сотни тысяч
людей (по разным оценкам, от 200 000 до 400 000) вышли на улицы, чтобы протестовать
против навязываемой в т.ч. ВТО и МВФ приватизации систем водоснабжения в различных
регионах мира, когда жизненно важный ресурс делают предметом частных экономических
интересов. Массовые акции протеста и дискуссии участников общественных движений
являются нераздельными составляющими этого проекта "другой Европы"
и "другого мира". В дискуссиях формируются ценности и конкретные модели
их воплощения, однако наивно было бы ожидать, что для достижения целей достаточно
их сформулировать - без уличных протестов оппозиция неолиберализму беззуба.
Старый лозунг "Права не дают, права берут" не потерял своей
актуальности.
ТЕРМИН
Термином глобализация в последнее десятилетие двадцатого века стали обозначать совокупность ряда явлений и процессов капиталистического развития, сфера распространения которых выходит за рамки отдельных государств, охватывает целые регионы, континенты и -реально или в тенденции - приобретает мировой (планетарный) масштаб.
Как это не раз бывало в истории общественной мысли и общественной практики, в новый термин поначалу вкладывается (а лучше сказать, складывается) крайне разнообразное содержание, и он существует как своего рода иероглиф, по-разному не только прочитываемый и разное обозначающий для имеющих разные мировоззрения, разный кругозор и разные интересы. Некоторое время новый термин моден как якобы "общий язык", и, ценя возможность общения, обществоведы и общественные деятели не спешат уточнять его смысл, делают вид, что и так всем всё ясно.
На сегодняшний день всё ещё длится именно такая ситуация. Чаще всего говорится
просто "глобализация". Но кое-кто уже не может обойтись без уточнений
и говорит: "глобализация экономики", "финансовая глобализация"
и даже "глобализация капитализма".
Словоприменение, конечно, заслуживает внимания. Но решающее значение чем дальше,
тем больше приобретают смысл и содержание.